Структура бриаровой трубки.

Р.Д.Филд
Опубликовано в Pipes & Tobaccos осенью 1999 года.
Перевод и публикация выполнены Дмитрием Гаевым (www.tabachok.ru), с любезного согласия автора.


  За долгие годы я неоднократно становился свидетелем и участником многочисленных дискуссий о той роли, которую играет структура бриара курительной трубки (т.н. «пламя») на вкусовые свойства самой трубки. Одни утверждали, что «пламя» очень важно в плане сохранения истинного вкуса табака, а также привнесения в него дополнительных ноток; другие (обыкновенно — меньшинство), называли этот тезис просто глупостью. В этой статье я постараюсь, на основе своего опыта, рассмотреть этот вопрос со всех сторон.


  Вересковый кустарник произрастает во многих частях света; однако та его разновидность, что пригодна для изготовления курительных трубок, в основном происходит из территорий, окружающих Средиземное море (средиземноморское побережье Франции, Испании, Италии, Сицилии, Греции, Корсики, Сардинии, Северной Африки и т.д.). Сочетание жаркого (возможно засушливого) климата, плохой почвы (вереск растет на лесистых холмах и в других местах, не пригодных для земледелия) и неблагоприятных условий произрастания превращают жизнь вереска в эксперимент по выживанию: или растение сумеет добыть хоть каплю воды из окружающей почвы, или оно умирает. Поэтому вереск растет очень медленно и образует очень мелкую капиллярную структуру, чтобы удержать тот мизер воды, что удалось добыть. Эти капилляры и являются тем «пламенем», которое мы видим на готовых курительных трубках. Капилляры, о которых идет речь, располагаются в особом «узле» — наросте на стволе кустарника, который вырастает под землей в форме, более или менее напоминающей шар, и выполняет роль резервуара для хранения нужной растению влаги. Вода из этого резервуара поднимается по стволу и питает растущие ветки и листья. Т.е., куст вереска выглядит следующим образом: над поверхностью земли располагается ствол (обычно двойной), в земле расположен узловидный нарост, из которого вверх растет ствол, а вниз и в стороны отходят корни растения, которые впитывают влагу из почвы и передают ее в «резервуар». Любой «узел», 30-ти или 130-ти летнего возраста, не целиком состоит из «пламени». Если разрезать «узел» пополам, то мы обнаружим следующую его структуру:

  1. В центре «узла» нет капилляров («пламени»). Центр, или сердце, содержит всю влагу, запасенную растением, обычно красного цвета, именуемую кровью. Древесина, окружающая эту кровь, обычно также имеет красноватый оттенок и лишена капилляров («пламени»), поскольку служит для «хранения» собранной влаги.

  2. Капилляры окружают центральную часть и, в зависимости от того, как был разрезан «узел», имеют вид «прямого пламени», перекрестного пламени, смешанного пламени и т.д.

  3. В верхней части, из которой растет ствол растения, расположена «стволовая древесина». Поскольку ствол кустарника изначально начинает свой рост из центра «узла», «узел» в этой части имеет свойства «стволовой древесины». Когда вы видите бриар с «закрученной» структурой, лишенной «пламени», (неважно, на готовой трубке или на заготовке), эта часть явно происходит из верхней части «узла».


  Прошу вас сразу уяснить одну важную вещь: не бывает безупречного куска бриара. Каждый блок(заготовка) бриара имеет дефекты: они могут быть на поверхности, открывшись глазу в процессе изготовления чаши трубки, а могут пребывать в глубине казалось бы на вид безупречной трубки, которую вы, мой читатель, сейчас держите в руках, окидывая взглядом эти строки…


  Следует помнить, что бриар очень медленно растет в скудной почве и тяжелых условиях, и этому процессу часто мешают камешки, песчинки, насекомые и т.д. «Узел», что является естественным для всего живого, пытается лечить себя. Поэтому, после того, как «узел» обрастает камешек со всех сторон и затем он разрушается под давлением или после того, как насекомое сделало свое черное дело и покинуло «узел», бриар пытается заполнить возникшие пустоты новой древесиной. Однако эти новые образования совсем не похожи на структуру бриара. Если из блока с такими новообразованиями сделать трубку, то многие даже скажут, что это вообще не бриар. На самом деле, это просто естественный ход вещей.


  В зависимости от места своего происхождения, бриар получает различную оценку. Бриар из Франции и Испании ценится меньше, чем популярный корсиканский бриар. Итальянский и греческий бриар то ценился высоко, то терял привлекательность в глазах специалистов. Ныне легендарный алжирский бриар когда-то считался пригодным только для дешевых трубок. И, хотя бриар из различных стран имеет свои особенные характеристики, гораздо важнее знать, в каких условиях он произрастал, чем в какой стране был найден сборщиками. Так, например, бриар, выросший на участке крестьянина на Корсике, может быть бесполезным куском древесины, а «узел», найденный на каменистом склоне холма на юге Испании, может оказаться превосходным материалом. Но как я уже указывал, бриар получает свои свойства в зависимости от условий, в которых он произрастал. Хотя я и не являюсь специалистом по всем разновидностям этот материала, я хорошо знаком с тремя видами итальянского бриара. На севере Италии бриар добывают в Лигурии. Почвы в тех местах глинистые, поэтому бриар из этой местности хоть и светлого цвета (насколько я знаю, он всегда и везде светлый), он не такой белый, как бриар из Тосканы или Калабрии, поскольку он содержит больше влаги и получает что-то из окружающей глины. Трубочные мастера, использующие материал из этой местности, стараются просушивать или выдерживать его минимум пять лет перед тем, как пустить в работу. Бриар из Тосканы, расположенной в средней части Италии, не такой влажный и более светлый, чем лигурийский, в то время как калабрийский бриар, считающийся самым прочным, произрастает в легких песчаных почвах и является очень светлым. Бриар из Тосканы и Калабрии требует меньших сроков выдержки — до трех лет.

  Хотя через мои руки прошли тысячи трубок, выполненных из бриара из этих трех областей, я не могу сказать, что я заметил какой-либо уникальный рисунок пламени, свойственный определенному типу бриара. По правде говоря, единственный бриар, отличающийся рисунком пламени, на который я могу указать, это алжирский. Этот бриар выглядит как губка (spongy), поскольку содержит больше мягких слоев, чем твердых. «Птичий глаз» гораздо более «открыт» по сравнению с любым другим виденным мной типом бриара. Ранее этот тип бриара имел невысокую оценку, поскольку в нем не встречалось рисунка «прямое пламя», столь ценимого на светлых трубках; однако когда было обнаружено, что при его обработке способом сэндбласт он дает очень рельефный рисунок, его рейтинг вырос, — впрочем, не сильно. И лишь когда источник этого бриара в значительной степени иссяк, он стал почитаем среди курильщиков трубки.

  Существует три основных типа обработки внешней поверхности трубки: гладкий (smooth), с помощью пескоструйки — сэндбласт (sandblast), и резьба (carved). Большинство людей, с которыми я обсуждал этот вопрос, заявляли мне, что бриар, используемый для изготовления трубок с обработкой сэндбласт или резьбой, хуже качеством. С одной стороны, эти люди правы в том, что было в такой трубке нечто (возможно, маленькая каверна или иной цвет части бриара), что не дало возможности сделать ее с гладким покрытием. Давайте подробнее остановимся на всех трех типах обработки поверхности трубки, чтобы понять, что именно привлекает курильщика трубки в том или ином покрытии, и почему.


  Гладкое покрытие — из трех упомянутых выше типов ценится выше всего и при этом требует наименьших усилий мастера. В случае, если на поверхности трубки нет каверн или цветовых пятен, трубка шкурится, покрывается морилкой и полируется таким образом, чтобы рисунок бриара («пламя») был хорошо виден и украшал трубку (в действительности, некоторые морилки используются для того, чтобы скрыть мелкие недостатки на поверхности трубки, но это уже другая история). Поскольку трубочный мастер выручает за трубку с гладким покрытием гораздо больше денег, чем за трубку с покрытием сэндбласт или с резьбой, любой мастер старается изготовить как можно большее количество трубок с гладким покрытием. Поэтому заготовки трубок с небольшими недостатками зашкуриваются или их форма изменяется так, чтобы устранить эти недостатки. Однако бриар редко соглашается «сотрудничать» с мастером. Как правило, каверны растут, а не уменьшаются в процессе дополнительной обработки, и мастер, добивающийся их ликвидации, рискует получить трубку с очень маленькой чашей, а то и не получить вообще никакой.

  Покрытие сэндбласт — обработка пескоструйкой впервые была применена к поверхности бриаровой трубки в начале 20-го века. Читатель, возможно, удивится, кода узнает, что ценовое соотношение между трубками с гладким покрытием и трубками с покрытием сэндбласт одно время было обратным нынешнему, поскольку последние требовали больше времени и усилий мастера. В настоящее время обработка сэндбласт применяется для трубок, имеющих на поверхности чаши небольшие каверны, изменения цвета дерева и другие мелкие недостатки. Обработка сэндбласт, проведенная умелой рукой мастера, убирает мягкие слои дерева, оставляя более твердые. Таким образом, рисунок («пламя») чаши можно не только увидеть, но и ощутить руками. Я хотел бы подчеркнуть, что трубка, предназначенная для обработки сэндбласт, должна иметь рисунок («пламя»), поскольку на заготовке, не имеющей подобного рисунка, пескоструйка равномерно снимет слой древесины по всех поверхности трубки, не выявив никакого рисунка и превратив чашу в бесформенную массу.

  Резное покрытие — требует больше всего времени и усилий мастера и при этом стоит дешевле всего. Я боюсь, что мое следующее утверждение повергнет некоторых из вас, мои дорогие читатели, в шок. Чаша трубки покрывается резьбой, когда: 1) необходимо скрыть каверны, которые невозможно спрятать с помощью обработки способом сэндбласт и/или 2) если заготовка не имеет рисунка «пламени». Я убежден, (и имею основания утверждать), что большинство трубок класса high-grade, украшенных резьбой, имеют плохо выраженный рисунок бриара или же не имеют его вообще. Дабы скрыть этот недостаток, мастер использует все свое умение и опыт.

  Но необходим ли рисунок («пламя») бриара для вкусного курения? Что ж, этот вопрос нуждается в конкретизации. Какой тип «пламени» мы имеем ввиду? Прямое? Перекрестное? Или просто какое-нибудь «пламя»? Даже если оставить этот вопрос без уточнения, он озадачивает. Поэтому я пишу следующие строки лишь в качестве пищи для размышления, это всего лишь мое персональное мнение и я не хочу возглавить очередной крестовый поход. Так что читайте, если вы сможете извлечь что-либо полезное для себя — отлично, если нет — просто отбросьте эту статью в сторону.


  Я уверен, что для вкусного курения трубка вообще не нуждается в како-либо «пламени». Помните, я упоминал, что каждый «узел» состоит из «сердца» (которое не имеет рисунка «пламени»), а также стволовой древесины, а так же части, содержащей капилляры. Существует много причин, по которым лучшие трубочные мастера могут приходить в нервное возбуждение по поводу заготовок бриара, не имеющих «пламени» (но это другая история), но это так, и они платят за эти заготовки столько же, сколько и за прочие. Чтобы не устраивать из них дорогой костер, из этих заготовок делают трубки с резным покрытием. И я честно признаюсь, что у меня есть много трубок с резной чашей, про которые я знаю, что у них нет «пламени»; они прекрасно курятся, — не хуже, чем любая другая из моих трубок. Похоже, что «пламя», или его отсутствие, никак не влияет на курительные свойства трубок класса high grade.

  Но вкусное курение — это еще не все, что мы получаем от курения трубки. Есть еще визуальные и тактильные ощущения. Смотреть на колечки дыма, выходящего из чаши; восхищаться рисунком «пламени» на чаше трубки; сжимать в руке рельефную поверхность трубки, обработанной сэндбластом; — все это составляет значительную часть процесса курения трубки. Наши трубки — это часть нас самих, они являются в чем-то нашим отражением, нашими преданными друзьями. Я далек от того, чтобы давать вам, мои читатели, совет о том, на трубку с каким покрытием обратить свои взоры. В заключение скажу лишь следующее: гладкое покрытие дает возможность насладиться совершенством природы; сэндбласт позволяет ощутить это совершенство; резное покрытие трубки сближает нас с мастером, ее создавшим.




Комментирование.




World Cup in Pipesmoking