Производители трубок(1850-1994): COMOY’S

Жак Коул, Член международной Академии Трубки

Приложение к Pipe line. Хилл Парк Пабликейшнз, Великобритания.
Перевод Александра Матросова.


У Генри Комоя была лишь небольшая сумка с инструментами, когда он в 1879 г. прибыл в Лондон из Сен-Клода (родины бриаровых трубок). Хотя ему еще не было и тридцати, за плечами у него был значительный опыт. Его отец и дед занимались производством трубок с 1825 г. Пятьдесят пять лет — срок солидный для хитроумной индустрии, которая в 1850-х гг. совершенно изменилась благодаря открытию качеств бриара как материала для изготовления трубок.

Никто точно не знает, какие модели трубок производились семьей Комой в Сен-Клоде. Некоторое представление об этом могут дать трубки из коллекции Chacom в Сен-Клоде (Chacom — французская фабрика Comoy’s). В ней представлены очень изысканные формы, демонстрирующие совершенное понимание материала и высокий уровень достигнутых стандартов. Члены семьи Комой были резчиками и наверняка их ранние работы представляли образцы чудесной резьбы, сначала с использованием самшита, затем — бриара.

Генри Комой служил во французской армии в годы франко-прусской войны 1870-71 гг. и был интернирован с остатками армии генерала Бурбаки в Швейцарии. Чтобы скоротать время, он делал трубки. Позднее, он провел три года в Бельгии, также продолжая делать трубки, прежде чем отправился в Англию.

Он был одним из пионеров торговли бриаровыми трубками в Лондоне, и именно он стал «отцом» названия «Сделано в Лондоне» («London Made»). Поначалу ему помогал один из братьев, а позднее, году в 1891, к ним присоединились два племянника Генри — Луи и Чарльз Шапюи, прибывшие из Швейцарии. В то время фабрика Comoy была в Ньюкасл Плейс, Кларкенвелл, а спустя немного времени, переехала на Розбери Авеню («Rosbury Avenue»). Перед началом войны 1914-1918 гг., к Генри Комою присоединились его сыновья, Эдриэн и Пол.

С самого начала Генри Комой с гордостью ставил свое имя на трубки, которому вскоре он добавил другую квалификацию — «Сделано в Лондоне».

XIX-й и первые годы XX-го века были великой эпохой трубок с серебряными и золотыми кольцами. Приблизительно тогда, когда Генри Комой поселился в Лондоне, появились мундштуки из эбонита; трубки более высокого качества имели сделанные вручную мундштуки из листового эбонита. Также широко использовались янтарь и прессованный янтарь; многие трубки продавались в простых футлярах или более сложных, куда помещались две или более трубки.

К началу 1900-х гг. брэнд Комой был уже хорошо известен, и покупателям предлагались разнообразные «под-брэнды» разной степени качества. Брэнд Prima находился на вершине модельного ряда и несмотря на то, что в годы войны 1914-18 гг. исчез, «под-брэнд» Prima возродился для трубок пенковой серии. Но в то время Comoy’s London Made и HC London Made были основой модельного ряда компании. Стоит обратить внимание и на то, что марка HC использовалась параллельно с Comoy.

Занимательной чертой каталогов тех времен был порядок, в каком демонстрировались формы трубок. На первых страницах были восемь моделей Bulldog очень популярных тогда. Для сравнения, на страницах каталога иллюстрировались 10 прямых Billiards в то время как Bents — 38. Это отражает вкусы того времени, и большинство модельных рядов (от других производителей) в начале XX-го века, предлагали большой выбор Bents. С технической точки зрения это демонстрирует большую популярность больших бриаровых блоков.

К этому времени Комой придумал метод нумерации форм, которые были в производстве. Достаточно упомянуть лишь несколько: 64 и 185 Billiards, 32 Dublin, 87 Zulu, 13 и 42 Bents — все они имели долговременный устойчивый спрос. Каждая форма имела свое название. Billiard 185 называлась «Hunter», Dublin 32 — «Sheffield», Zulu 87 — «Boston» и Bent 42 — «Richmond». Постепенно названия выпадали, и некоторые стали употребляться как собственно названия форм трубок.

Контакты с США укрепились благодаря визиту Луи Шапюи-старшего в Штаты в 1905 г. Эта первая поездка в Америку стала началом последующих поездок в различные уголки мира с целью поиска новых рынков сбыта и непосредственного изучения специфических особенностей спроса в той или иной стране. Успех этих поездок привел к необходимости расширения производственных площадей фабрики на Розбери Авеню (осн. 1913), что и произошло в 1920 г.

После первой Мировой войны, Чарльз Шапюи сконцентрировал свою активность на европейском рынке, достигнув определенных успехов в Швейцарии, Бельгии и Скандинавии. Успехи в Швейцарии были совершенно неудивительны так как семья Шапюи была родом оттуда. Швейцария также была прекрасно знакома и Генри Комою. Агентство Comoy в Бельгии контролировалось Морисом Беке, который годы войны в качестве беженца провел в Англии, а на родину вернулся обеспеченный поддержкой и правами от H Comoy & Co. Рынки других европейских стран контролировались филиалом Comoy в Сен-Клоде, Chapuis Comoy, откуда взял свое начало брэнд Chacom, быстро завоевавший репутацию трубки равной по своим качествам своему «брату», сделанному в Лондоне. Тот факт, что на некоторых рынках Comoy и Chacom вступали в прямую конкуренцию друг с другом, свидетельствует о силе Дома Комой.
Межвоенный период ознаменовался большими переменами и способностью Comoy приспосабливаться к современным условиям. Например, необходимость использования особой маркировки привела к внедрению инкрустации «С» на мундштуках.

Comoy всегда придерживался высочайших стандартов и использовал бриар только лучшего качества. Контроль качества основывался на изучении структуры материала и устранении мельчайших трещин — подход, в котором Луи Шапюи-старший достиг невиданных высот. Скрупулезное внимание, уделяемое самым мельчайшим деталям в процессе производства, сделало Comoy лучшим производителем трубок в Лондоне с технической точки зрения. Все должно было соответствовать: мундштуки скоблились и высверливались вручную, дабы обеспечить изящный вид для хорошо сбалансированных трубок (такие мундштуки называли мундштук-призрак); двойное соблюдение уровня (с тем, чтобы мундштук стоял правильно независимо от того, как он повернут) — все это было обычной практикой при производстве всех трубок высшего качества, и, конечно, всяческая аккуратность должна была соблюдаться при шлифовании.

Предварительная карбонизация чашек, достаточно простая операция, была также доведена до совершенства. Все это достигалось обучением рабочих ценить цели, стоящие перед фирмой. В компании была создана атмосфера «Семьи». Следует отметить, что не менее семи членов семьи Барнли работали на компанию в общем около 75 лет. Новые идеи и усовершенствования внедрялись после консультаций с людьми, непосредственно выполнявшими работу.

В 1925 г. в ознаменование 100-летия производства трубок семьей Комой, в производство была запущена серия Comoy’s Tradition, которая производится и по сей день. В 1933 г. была представлена серия Comoy’s Grand Slam. Это стало ответом на возросший спрос на системные трубки, и Comoy стала одной из немногих компаний, применившей системы в трубках высшего качества.
Постоянный поиск материала улучшенной текстуры в итоге привел к появлению Comoy’s Blue Ribbon в 1938 г. Straight Grains — обычно редкие — всегда были частью коллекции Comoy, но теперь их производство было поставлено на регулярную основу. Тот факт, что они не маркировались «Straight Grain» давал определенную свободу маневра и позволял некоторые отклонения от действительно «Straight».

Послевоенный спрос на трубки более простой отделки, в особенности в США, послужил толчком для Comoy для внедрения Comoy’s London Pride, уступавшей по своим характеристикам Blue Ribbon, но которая могла бы более легко удовлетворить покупателей и ослабить давление спроса на Blue Ribbon — на практике же этого не произошло!

Следующее поколение начинало деятельность в фирме в начале второй Мировой войны. Луи Шапюи-младший начал в 1938 г., и после пребывания в плену, продолжил работу вновь в 1948 г. Пьер Комой, после службы в королевском бронетанковом корпусе, приступил к работе в 1947 г. Основатель фирмы, Генри Комой, скончался в 1924 г., а его сын в 1948 г.

Дом Комой всегда прекрасно понимал, что рынком общедоступных, популярных трубок нельзя пренебрегать и в 1935 г. было начато производство серии Everyman. Одной из успешнейших марок после войны стала Guildhall, изготавливаемая с полным соблюдением традиций Comoy в плане текстуры материала, усиленной комбинацией черной основы и оранжевого верха. Результаты были впечатляющи и хотя предпринимались многочисленные попытки копирования, никто не сумел достичь уровня оригинала. В 1960-х было принято решение о том, что эти трубки достойны маркировки и на них появилась надпись «made by Comoy’s». Для удовлетворения спроса широкой публики было налажено производство брэндов Trident, Harley Filter (с бумажным фильтром) и Twin Bore.

В течение более чем 75 лет, основополагающие формы трубок Comoy изменялись совсем немного. В 1900 г. bulldogs были весьма популярны, а пятьдесят лет спустя каталоги содержат 27 billiards, за которыми следуют bents и pots как наиболее популярные формы; в каталоге 1982 г. есть 16 billiards.

В модельных рядах с пескоструйной обработкой, в Comoy понимали, что суть проблемы заключается не просто в создании грубой поверхности, а в том, чтобы обеспечить отбор подходящих чаш для производства Comoy’s Sandblast (black finish) и что процесс обработки следует тщательно контролировать во избежание искажений. В 1960-х Comoy представил Pebble Grain и Golden Grain с более светлой финишной обработкой.

Стоит упоминания и другие брэнды Comoy: Comoy’s Specimen, уникальные, ручной работы; Royal Comoys, время от времени появлявшиеся с традиционной отделкой под цвет красного дерева и Comoy’s Matt, которые производились в ответ на спрос, возникавший на некоторых рынках.

В 1920-х гг. Comoy стал частью т.н. «Слияния», основными составными частями которого были Civic Company и Oppenheimer Pipes с ассоциированными компаниями. Целью этого слияния было создание кооперации между фирмами, однако ситуация на рынке торговли трубками, возникшая в конце 1950-х, требует более внимательного рассмотрения.

Основными компаниями-производителями были Civic, Comoy’s и Marechal Ruchon & Co Ltd (филиал Oppenheimer), однако в начале 1960-х гг. на смену периоду тесного сотрудничества пришло время единого менеджмента. Впрочем, маркетинговые филиалы в течение нескольких лет продолжали работать независимо друг от друга, пока снижение объема продаж трубок не привело к полной реструктуризации структуры торговых операций. Изначально объединенный торговый департамент под маркой Oppenheimer pipes продавал брэнды Comoy’s, GBD, BBB, Dr.Plumb’s, Kaywoodie, Loewe и Orlik (компания Orlik Pipes была приобретена Oppenheimer pipes). Однако в итоге было принято решение торговать под маркой «Comoy’s of London», так как она обладала солидным признанием.

Следующая реструктуризация произошла в 1992-94 гг. теперь под началом Cadogan Investments, когда было решено отказаться от маркетингового разнообразия продуктов и вернуться к истокам компаний «Слияния», то есть непосредственно к производству трубок.

Теперь, в 1994 г. Comoy является флагманским брэндом Cadogan. Общая система нумерации форм трубок была принята на вооружение, однако прославленные серии Tradition и London Pride все еще доступны. Хотя Blue Ribbon в настоящее время в Великобритании недоступна, ее можно встретить в числе экспортных трубок. С другой стороны, повышение качества марок Everyman и Golden Arrow привело к тому, что они производятся под брэндом Comoy’s. К сожалению, марка Guildhall исчезла, впрочем, появились современные серии, такие как Caprice — трубка элитарного класса, Royal Silver и Hallmark с серебряными кольцами и Spigot — фаворит XIX-го века. Трубка Elegance, представленная еще до полного слияния компаний, оснащена современным акриловым мундштуком. Также в модельном ряду представлены и пенковые трубки Comoy’s.

В Сен-Клоде компании группы Cadogan, такие как Chapuis Comoy, Verguet Freres (Marechal Ruchon & Co Ltd) и Ropp слились аналогичным образом в 1960-х, при этом и производство и продажи находились под контролем единого менеджмента. Но в конце концов Chapuis Comoy (Chacom) был продан, равно как и Ropp. Главная фабрика Cadogan в Сен-Клоде была закрыта в 1970-х гг.
Потерял ли что-нибудь этот брэнд в результате всех этих перемен? Возможно, немного; стандарты производства остались высокими, однако изначальное внимание, которое уделял Comoy’s деталям не столь очевидно опытному взгляду, но все же основные стандарты качества и скрупулезное внимание к структуре материала присутствует и по сей день.




Комментирование.




World Cup in Pipesmoking